Азия, Непал, Путешествия

Непал. Начало

Эту серию постов я хочу посвятить моему первому относительно серьёзному путешествию, которое случилось в мае 2014 года, охватывало сразу две страны – Непал и Индию и обозначило на карте моей жизни начало нового этапа. Прошло почти 2 года, яркие эмоции угасли, а я начал забывать некоторые детали, но думаю, что читателю всё равно будет это интересно.

У этого путешествия была довольно насыщенная программа и поэтому я постарался разбить рассказ на части, удобные, как мне кажется, для восприятия. Маршрут основных перемещений был такой:

Минск – Киев – Катманду

Катманду – Калькутта – Побережье индийского океана

Калькутта – Катманду

Катманду – Бесисахар – Трекинг вокруг горного массива Аннапурна – Покхара

Покхара – Катманду – Киев – Минск

В этой части рассказа я подробно расскажу о сборах и перелёте до Непала и обратно. Почему это заслуживает отдельного внимания? Начну с того, что половину времени всей поездки занимал трекинг вокруг Аннапурны. Трекинг – это такой вид активного отдыха, когда группа людей совершает пешее путешествие по пересечённой местности. В нашем случае – хождение по горным тропам разной степени сложности. Суть данного маршрута заключается в том, что первую половину пути нужно подыматься вверх до высоты 5400 метров, а затем спускаться вниз. Для такого вида отдыха, очевидно, требуется тщательная подготовка.

Всё путешествие длилось 5 недель. Основная задача заключалась в том, чтобы собрать рюкзак с минимальным количеством вещей, которых хватит на всё это время. Сложность номер один: нельзя взять с собой слишком много вещей, тяжёлый рюкзак невозможно будет тягать по горам во время трекинга. Сложность номер два: необходимо запастись вещами на несколько климатических зон сразу (от тропической Индии и низин Непала до субарктической зоны на высоте 5км над уровнем моря). Сложность номер три: наше путешествие приходилось на конец туристического сезона, погода была непредсказуема и мы не знали, что нас ждёт, поэтому пришлось надеяться на то, что сезон продлится немножко дольше.

Желающих поехать в составе нашей группы на трекинг набралось аж пять человек включая меня. Каждый собирался в меру своего понимания предстоящих приключений. Лично мне пришлось купить рюкзак, спальник, трекинговые ботинки, удобную куртку и штаны, солнцезащитные очки, термос и что-то ещё из мелочей. Даже специальные трекинговые носки (делятся на левый и правый), но в их надобности я позже усомнился. Необходимо было определиться с размером рюкзака. Все советуют брать поменьше, что бы не было соблазна запихнуть в него лишнего. В результате я выбрал объём 60 литров с клапаном, позволяющим впихнуть ещё 15. Сейчас я понимаю, что можно было брать литров 40-50. Спальник не был предметом, без которого не обойтись, но в нём спать приятней, чем на непонятно когда и кем стиранных простынях в холодных бараках. Мой весит 1.5 кг и рассчитан на температуру -7, но можно было взять вариант полегче и похолодней. Ботинки – это отдельная тема, все на них молились как на самый священный предмет в экипировке каждого трекера. Пройдя довольно длинный путь могу сказать следующее: главное, что бы обувь не натирала. Как только вы узрели хотя бы малейшую вероятность появления мозоли, сразу же клейте в это место пластырь. На пластырях лучше не экономить и взять побольше. Ещё важно, что бы ботинки не промокали хотя бы в небольшой дождь. Остальные свойства трекинговых ботинок рассчитаны на условия посложнее моих похождений. Мне было удобно в ботинках, когда мы шли по щебню и когда спускались с перевала (тропа спускалась резко вниз). В этом месте я оценил их по достоинству. Остальную часть пути я бы мог пройти в чём-то полегче.

Из самых необходимых вещей для этого трека в сезон я бы выделил следующее:

1. удобная обувь (её необходимо обязательно разносить перед поездкой);
  2. удобные не продуваемые штаны (не следует брать тёплые, в сезон на маршруте достаточно тепло, а иногда и жарко);
  3. лёгкая и удобная тёплая куртка и непромокаемая куртка (можно совмещённое в одной, у меня был лёгкий пуховик, сворачивающийся в небольшой кокон и лёгкая ветровка);
  4. солнцезащитные очки (на высоте от 3000 метров солнце слишком яркое);
  5. солнцезащитный крем с большим коэффициентом защиты (на высоте слабая защита от солнца атмосферой и поэтому легко получить солнечный ожог);
  6. шапка и перчатки;
  7. запасные бельё и носки (рассчитывайте, что раз в пару дней будете стирать грязные, поэтому много лучше не брать);
  8. Минимальная аптечка с большим количеством пластырей (можно распределить между членами группы);
  9. Пара футболок, шорты (пригодятся в городах и на высотах до 4 км);
  10. Минимальный набор средств гигиены, включая туалетную бумагу

Всё остальное не является необходимым и может быть оставлено, если не лезет в рюкзак. В случае необходимости можно нанять специально обученного непальца, который будет тащить вместе с вами на себе ваши вещи. Неплохим вариантом может быть взять один большой рюкзак на группу, сложить в него самые тяжёлые и ненужные во время перехода между стоянками вещи и вручить его такому вот наёмному работнику.

Также в мою программу подготовки входил пункт “сбросить лишний вес”. Месяца за  три я похудел с 95кг до 81кг. Как оказалось, я это сделал не зря. Идти в гору с лишним весом ужасно тяжело, и совсем не имеет значения ваш это вес или вес рюкзака. Судя по моему внешнему виду к тому времени, как мы дошли до перевала, я сбросил ещё около 3-4 килограмм.

Одним из пунктов сборов была заготовка еды. Мы сушили мясо и готовили смесь орехов и сухофруктов. Кроме этого я взял с собой на всякий случай сухпайки промышленного производства и леденцы. По отзывам других людей, побывавших на этот маршруте до нас, ожидался суровый голод и ограниченный выбор местных яств. Но потом выяснилось, что цивилизация дошла таки до гор Непала и в каждом гестхаусе имелось обширное меню. Лишнюю еду чуть позже пришлось выкинуть. Однако засушенное мясо нам очень пригодилось в Индии.

Обязательным и необходимым действием для подобного трекинга является приобретение страховки, включающей эвакуацию на вертолёте и репатриацию тела на родину. Умирать в горах, конечно же, никому не хочется, но это всегда немалый риск и нужно быть ко всему готовым. В октябре 2014 года на этом же маршруте в результате непогоды погибло более 40 человек, и какое-то количество пропало без вести. Точных данных по пропавшим нет. В апреле-мае 2015 года в Непале произошла серия землетрясений, в результате которых погибло более 8000 человек. Вот такая вот суровая реальность.

Когда все подготовительные мероприятия завершились и наступил день отъезда, мы, немного наплевав на рекомендации взять только самое-самое, упаковали рюкзаки и на всякий случай их взвесили. Мой оказался 18 кг. Ну что ж, подумал я, где наша не пропадала, я ведь сильный – справлюсь. В первый же день трекинга я выяснил, как я ошибся. Тем, кого ожидает подобное, я советую перед поездкой походить с полностью собранным рюкзаком по улице, что бы, во-первых привыкнуть ко всей этой конструкции, а во-вторых оценить ожидающую вас нагрузку.

Погрузив на спины нелёгкие рюкзаки мы отправились на вокзал, что бы сесть на поезд до Киева. Вообще лететь в Непал из Украины было самым простым вариантом, но и тут не обошлось без затруднений. Как раз в это время на Украине наступили «весёлые» времена и все авиарейсы и движение пассажирских поездов подлежали пересмотру. Никто не мог гарантировать, что на обратном пути из Непала нас впустят в страну и выпустят из неё, и что вообще будут какие-то рейсы или поезда. В итоге рейсы не отменили и мы смогли без проблем вернуться тем же путём.

Добираться куда угодно составными маршрутами всегда крайне утомительно. В дороге пришлось провести 2 ночи и приехали мы тоже ночью. Грубо говоря трое суток выпали из жизни. Если с поездом всё понятно, то с самолётом возможны разные весёлые ситуации. Немного помаявшись ожиданием в аэропорту Киева мы сели в самолёт и за 5 часов долетели до Дубая, где примерно через 16 часов нас ждала пересадка на другой рейс. Для выхода в город нужна не дешёвая виза. А это значит, что нужно было добыть в аэропорту еды и поспать (прилетели мы уже после захода солнца, а рейс в Катманду ожидался в 12 часов дня). Вообще в Дубае почти везде кондиционеры работают в режиме “северный полюс” и аэропорт не является исключением. Я был одет по-летнему, однако при этом слегка подмёрз в самолёте, и аэропорт “забивал следующий гвоздь”. Пройдясь по окрестностям, мне удалось найти участок зала ожидания, где кондиционер не работал и было значительно теплее. Также мы посмотрели, как остальные пассажиры организуют спальные места. Оказалось, что арабы, коих было подавляющее большинство, вполне готовы к таким неудобствам. Они ложатся на пол, достают из своей котомки простынку и накрываются ею с головой, а вышеупомянутую котомку кладут под голову в качестве подушки. Со стороны выглядит довольно забавно: куча народу лежат на полу, завёрнутые с ног до головы в кокон. Не местные же спали, как могли: кто на кресле, кто на полу, кто ещё как-то. Мы специально на этот случай взяли с собой в ручную кладь спальники. Выбрав место, где никто не будет по нам ходить и, положив под голову вещи, мы отправились спать. Выглядело это примерно так:

Спальные места в аэропорту Дубая Спальные места люкс

Проснулись мы довольно рано, поскольку в аэропорту очень шумно и постоянно объявляются бесконечные рейсы. Каким-то чудом удалось добыть талоны на еду, позволявшие взять обед в любой из имеющихся там забегаловок. Самыми щедрыми оказался Burger King, который выдавал по этому талону много хоть и не здоровой, но всё же бесплатной еды. Время коротали, как умели, в основном ковырялись в телефонах. Какой-то парнишка даже играл на гитаре.Когда наконец мучительное ожидание истекло, нас снова ожидал нудный  пятичасовой перелёт. Из аэропорта сквозь характерную для пустыни дымку проглядывает самое высокое в мире здание.

Бурдж-Халифа

В Катманду прилетели на закате. Вообще в Непале солнце садится рано, в районе 5-6 часов вечера. В аэропорту нужно было заполнить миграционную анкету. Сначала мы взяли не те бланки и заполнили анкету для местных. Потом всё переделали и прошли контроль самыми последними. Непальская виза вклеивается в паспорт прямо на паспортном контроле. Возле аэропорта нас ждал хозяин отеля, в котором мы забронировали места и уже весь изрядно извёлся в ожидании. На улице на меня напал местный колорит. Много маленьких людей суетятся и что-то от тебя хотят. Я со своим рюкзаком почти дошёл до нашего такси, но перепутал машины. Как только я снял рюкзак с плеч, какой-то местный у меня его подхватил, пронёс 3 метра, положил в соседнюю машину и потребовал чаевых. Все стоящие рядом машины казались миниатюрными. Я даже не знаю, с чем таким известным сравнить, что бы было понятно насколько они маленькие. На фотографии заснято типовое непальское такси:

Непальское такси

Это очень маленькие сузуки, на вид похожи на старый гольф, но гораздо меньше. При этом машины очень старые и в ужасном состоянии. В багажник помещается один большой рюкзак и один маленький. Второй большой уже нависает над пассажирами заднего сиденья. Есть машинки и побольше, но все они рассчитаны на среднего непальца. А непальцы – народ очень маленький. Как выяснилось, права на машину или мотоцикл могут не дать, если совсем уж ростом не вышел. В таком случае можно ездить на скутере. Кстати, двухколёсного транспорта в Непале, как и в Индии, очень много. Правда мотоциклы и скутеры представлены всего несколькими типовыми (и, наверное, недорогими) моделями.

Обратная дорога проходило аналогично. Только в Дубае мы ночевали уже в новом аэропорту. Старый успел закрыться на ремонт. Людей тут было заметно меньше. И талоны на еду на этот раз получить не удалось. К тому же дорога домой всегда скучнее, потому что всё интересное уже позади, а дома ждёт обычная и хорошо знакомая рутина, которую хочется отодвинуть как можно дальше.